Ответьте честно на вопрос: что вы делаете с только что полученным в общественном транспорте билетом?

116
Как часто можно наблюдать такую картину: пассажир получает билет и тут же его сминает в руке, опускает на самое дно сумки или даже мимо кармана. А между тем, билет – это серьезный документ. Но много ли кто из пользователей общественного транспорта знает, как должен выглядеть по всем правилам и для чего этот самый документ нужен? И почему его нужно сохранять до конца поездки, а то и вовсе, при возникновении спорных вопросов, хранить до их разрешения.

Во-первых, контрольный билет юридически подтверждает оплату проезда и оказание услуги перевозки пассажирским предприятием. Обязательность выдачи контрольного билета пользователю общественного транспорта установлена в Правилах пассажирских перевозок, утвержденных Правительством РФ. При получении денег от пассажира и невыдаче билета, подтверждающего оплату, сотрудник транспортного предприятия может быть привлечён к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности, если речь идет о хищении денежных средств предприятия. А пассажиру нужно знать, что в случае контрольной проверки оплаты проезда уполномоченными сотрудниками пассажирского предприятия или сотрудниками государственных учреждений и органов исполнительной власти, только билет подтверждает факт оплаты проезда. При отсутствии билета на пассажира может быть составлен протокол об административном нарушении и наложен штраф в размере тысячи рублей (при этом пассажиру предложат всё-таки оплатить проезд или покинуть транспортное средство).

Во-вторых, контрольный билет является тем документом, который подтверждает поездку именно в данном транспортном средстве. Это важно при бесплатной пересадке на другой транспорт или возврате денег, когда транспортное средство, в котором был оплачен проезд, вышло из строя. Не будет лишним билет и при решении разных спорных или конфликтных ситуаций. Кроме того, только контрольный билет служит основанием для получения пассажиром страховки, например, при ДТП.

В-третьих, Федеральным законом N 54-ФЗ установлена обязанность перевозчика при осуществлении расчётов с пассажирами за наличные средства и при помощи банковских карт формировать кассовый (фискальный) чек. На транспорте это реализовано следующим образом: у каждого контрольного билета есть свой уникальный номер, также на билете распечатана ссылка на сайт оператора АСОП, где при вводе этого уникального номера пассажир или представитель контролирующих органов, например налоговой службы, могут получить кассовый чек, содержащий фискальные признаки (ссылка для получения кассового чека: https://siticard.ru/services/ofd/). Так государство контролирует проведение расчётов с гражданами и выручку предприятий, оказывающих услуги. Отсутствие возможности получения кассового чека на следующий день после поездки является основанием для составления налоговой службой в отношении перевозчика протокола об административном правонарушении и взыскании штрафа в размере до 60 тысяч рублей за каждый такой случай.
Пассажир иногда может столкнуться с ситуацией, когда оплатить проезд на стационарном терминале самообслуживания не получается. Чаще всего это может быть связано с тем, что закончилась бумага в принтере терминала. В этом случае нужно оплатить проезд на мобильном терминале у водителя или кондуктора, сообщив о возникшей проблеме.

А еще пассажиру нужно знать, как выглядит билет установленного образца. По нормативным требованиям, контрольный билет должен содержать определенный набор сведений. При этом билет, распечатанный терминалом АСОП, полностью им отвечает. Мы подготовили для вас иллюстрации с билетами при разных способах оплаты проезда. Примеры в коллаже.

Отметим, что на билете обязательно должны присутствовать реальные дата и время поездки, ИНН и полное наименование предприятия, обслуживающего транспортное средство, действительный номер транспортного средства, номер маршрута, табельный номер кондуктора или водителя, принимающих оплату за проезд.

Кроме того, билет содержит информацию о способе оплаты (наличные средства, банковская или транспортная карта), стоимости проезда или виде проездного билета со сроком действия/остатком поездок.

Кондуктор или водитель обязаны распечатывать билет в вашем присутствии, а не использовать заготовленный заранее неизвестно где и когда. Сам билет не должен выглядеть, как обрывок бумаги и вызывать какие-либо подозрения. В случае, если ваш билет не соответствует данным требованиям, необходимо обратиться к кондуктору или водителю за получением действительного документа, подтверждающего факт оплаты проезда. Если вам отказали, то вы всегда имеете возможность обратиться в контролирующие органы любыми удобными способами. Или позвонить в колл-центр «Центра развития транспортных систем» по телефону: 422-28-25.

Добавим, что мониторинговыми группами по отслеживанию качества обслуживания пассажиров за первые два осенних месяца 2022 года было проверено почти шесть с половиной тысяч транспортных средств. Подобные проверки продолжаются. Мониторинговая служба оперативно реагирует на все поступающие жалобы и организовывает проверки по обращениям пассажиров в кратчайшие сроки.